Картинки "Блог-Диалог"а УВЕЛИЧИВАЮТСЯ по клику Мышки.

воскресенье, 15 июня 2014 г.

Иудаизм и Феминизм - антиподы или ...? Часть 2.

Рассказывая о Первой волне феминизма нельзя не сказать отдельно о ее развитии в России, т. к. здесь сложилась иная ситуация, чем в США и Европе. 
Феминистские организации в России, боровшиеся за общегражданское право голоса, были, по сравнению с Западными, небольшими. Так, Всероссийский союз равноправия женщин в пик своей деятельности (1905 г.) насчитывал 8 тыс. членов, в то время как, например, Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин выросла с 17 тыс. в 1905 г. до 100 тыс. в 1915 г. Национальный совет женщин в такой маленькой стране, как Дания, насчитывал в 1899 г. 80 тыс. участниц.
     Однако революционная волна в России подняла, таки, женщин на борьбу за свои права. Многие феминистки (“равноправки", как их часто называли), боровшиеся ранее за доступ женщин к высшему образованию и право на профессиональный труд, начали теперь борьбу за политические права. Сравните с Европой и Америкой: требование предоставления женщинам права избирать и быть избранными стало звучать здесь лишь в начале XX в. Начиная с 1903 г., требования равноправия женщин включались в программы ряда политических партий.  Женщины ожидали гражданского признания в годы первой русской революции 1905-1907 гг., но царский Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил определенные гражданские и политические права и свободы только мужчинам (повторилась ситуация и американской, и французской революций, когда женщин исключали из категории граждан).
Но женщины не опускали руки и 20 марта 1917 г. в Петрограде прошла одна из самых первых и массовых демонстраций в поддержку избирательных прав для женщин.  И уже в июле 1917 г. Временное правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические права, признав, в частности, что «право участвовать в выборах в Учредительное Собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигших 20 лет к моменту выборов». Октябрьская революция 1917 г. не только подтвердила принцип женского равноправия, но и предприняла ряд радикальных мер для повышения статуса женщин в обществе, скроенном по мужским меркам.      
«Женский вопрос» был переформулирован большевиками: женщины были определены как особая категория граждан, имеющая значимые отличия по сравнению с мужчинами. С одной стороны, женщина представлена как «отсталый элемент», нуждающийся в целенаправленном государственно-политическом воздействии. С другой стороны, женщины рассматриваются как матери и строители социалистического общества.
Новая политика по отношению к женщинам была представлена в нормативных актах и политических кампаниях, призванных вовлечь их в советскую публичную сферу, превратить в членов советского трудового коллектива: работниц, общественниц и матерей.

Конституция гарантировала равную оплату за равный труд мужчины и женщины. Однако проводилась и политика гендерного различия.На национализированных предприятиях осуществлялась  политика социального обеспечения и поддержки матери-работницы. Предоставлялось время и место для материнского вскармливания прямо на предприятии, гарантировались пособия матерям как в продуктовом, так и в денежном эквиваленте, предоставлялись отпуска, составлялись списки вредных и тяжелых условий труда, до которых не допускалась работающая женщина. В середине 1920-х годов власти начинают кампанию «За новый быт», освобождающую женщин от «кухонного рабства» через социалистическую организацию домашнего труда и мобилизацию женщины в общественное производство. Учреждение детских садов и яслей способствует решению «вопроса» об общественном воспитании нового человека. В сфере семейно-брачных отношений, так же были предприняты радикальные меры, направленные на изменения отношений между полами. Первыми декретами советской власти был узаконен гражданский брак, зарегистрированный в органах местной администрации, Загсах. Разрушалась традиционная религиозно-церковная система супружеских отношений. Семья перестает быть экономической единицей и утрачивает свою стабильность. Декрет 1918 г. облегчил процедуру развода, а согласно брачному законодательству 1926 г., расторжение брака допускалось в одностороннем порядке. Получила распространение такая практика, как развод по почтовому уведомлению; в это же время были юридически уравнены фактический и зарегистрированный браки. Средняя продолжительность вновь заключенных браков составляла 8 месяцев, многие браки расторгались на другой день после регистрации. Кроме того, советские работники (в первую очередь мужчины) могут быть мобилизованы государством на выполнение срочных задач коммунистического строительства, и  воспитание ребенка ложится на плечи матери-работницы, старших членов семьи и советских воспитательных учреждений. 
Кроме того, советские работники (в первую очередь мужчины) могут быть мобилизованы государством на выполнение срочных задач коммунистического строительства, и  воспитание ребенка ложится на плечи матери-работницы, старших членов семьи и советских воспитательных учреждений.
Необходимо обратить внимание на  еще один аспект большевистской гендерной политики: воспитание новой культуры  чувств и отношений. В соответствии с декретом советской власти, дети, рожденные в браке и вне него, были уравнены в правах. Из права изымается категория незаконнорожденного ребенка, и изменяется правовой статус «внебрачной матери». Женщина является трудовой единицей, брак становится личным делом, но материнство конституируется  как гражданская  обязанность женщины.
Большевистский гендерный проект предполагал, что родительские воспитательные функции во многом возьмут на себя советские коммунальные учреждения. Тем не менее, дети имели право на алименты, выплачиваемые отцом в случае соответствующего обращения в суд матери ребенка. Реальное внебрачное отцовство установить было трудно. Для объявления мужчины отцом достаточно было заявления матери.В области репродуктивных и сексуальных отношений одной из мер большевистской гендерной политики была легализация медицинского аборта (1920 г.). Легализация аборта в Советской России предполагала, что решение о прерывании беременности принимает женщина, однако оно должно быть санкционировано общественной инстанцией и выполнено профессиональными врачами в условиях государственных медицинских учреждений. Большевистское государство изначально рассматривало материнство не как частное дело советской женщины, а как ее гражданскую обязанность.Новая женщина  - это гражданка нового государства, ее долг не только производить, но и воспроизводить население.  С другой стороны, легализация аборта в этой связи приводит к возможности мобилизации женщины как трудовой единицы.

Как мы видим, Большевистская революция 1917 г. осуществила чаяния и самые смелые мечты российских феминисток. Но не все так однозначно! Безусловно, гендерная политика большевиков опередила подавляющее большинство цивилизованных стран в предоставлении женщинам прав и свобод. Но у каждой медали две стороны: что эта политика женщине дала - очевидно, а чего ее лишила?

Смотрите: разрушен институт семьи, святость брака, хоть и патриархального, развеяна; женщина должна воспроизводить население, но лишена возможности полноценно воспитывать своих детей, т.к. обязана работать в сфере производства; с другой стороны, женщина может принять решение о прерывании беременности, но вынуждена получить согласие общественной инстанции… Государство и общественное мнение продолжают довлеть над женщиной, лишая ее права выбора.

Возникает вопрос: сколько было женщин, которые этого хотели, а скольких сюда «притянули за волосы»?! И как результат - наше столь разное восприятие феминизма, т.к. это не было естественным процессом, годами и поколениями нарастающим в обществе. Наши бабушки такие продвинутые, получили все, а хотели ли они это?

     Первая волна феминизма была связана просто с тем, что у женщины не было либо никаких прав, либо эти права были очень ограничены. Причем, часто говорят о том, что женщины были угнетаемы только в рабочей среде, что они выполняли тяжелый труд и им платили очень мало. Это не совсем так. А дело в том, что дискриминация в отношении к женщине – это, наверное, уникальная дискриминация в человеческом обществе, когда некие «лишенности» распространяются на человека по вот такому неотъемлемому признаку. Признак расы, конечно, тоже неотъемлемый, но в разных странах иные расовые представления, а женщина остается женщиной. Получается, что только потому, что ты женщина, ты попадаешь под определенные дискриминационные правила. Это похоже на расовую дискриминацию, но это действует сильнее, и, так скажем, неотступнее.
Итак, чего же достигли феминистки первой волны:

- В середине XIX века женщины добились права на высшее образование, а также роста их профессиональной занятости;
- В начале XX века во многих прогрессивных странах женщины получили избирательное право;

- В первой половине XX века (в России в 1918-м году) женщины получили право на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт.

   Добившись основных целей, феминизм первой волны фактически сошел с исторической арены. НО! На то она и «первая», что есть продолжение этой занимательной истории.
Об этом мы поговорим следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чтобы оставить комментарий, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

Новые статьи за неделю

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога